Музыка, за которой стоят традиции: педагоги и ученики школ искусств Москвы — о фольклорном направлении

Музыка, за которой стоят традиции: педагоги и ученики школ искусств Москвы — о фольклорном направлении

  

7 Ноябрь 2023 Общество

Эмоциональные или величественные песни. Яркие расшитые костюмы. Глубокое звучание балалаек, гуслей и домры. Старинные завораживающие танцы. Все…


Аморфный Постер


Эмоциональные или величественные песни. Яркие расшитые костюмы. Глубокое звучание балалаек, гуслей и домры. Старинные завораживающие танцы. Все это — русский фольклор. Рассказываем, как в Москве готовят артистов данного направления.

Столичные школы искусств уделяют особое внимание устному и музыкальному народному творчеству. Как отметила Наталья Сергунина, заместитель Мэра Москвы, русский национальный фольклор сегодня изучают более 11 тысяч юных москвичей.

«Народному творчеству обучают в 112 школах и колледжах искусств. Ребята осваивают три направления: “Народные инструменты”, “Музыкальный фольклор” и “Сольное народное пение”. Одновременно они знакомятся с культурным наследием страны: сказками, играми, былинами, пословицами, узнают о традиционных ремеслах», — рассказала Наталья Сергунина.

Ребята при поступлении в школу могут убедиться в разнообразии национального фольклора. На выбор им предлагают сольное выступление или в ансамбле, множество инструментов: балалайку, домру, гусли, баян, аккордеон или гитару. Занятия не ограничиваются одним направлением: певцов учат аккомпанировать себе, музыканты изучают танцы. Корреспондент mos.ru поговорил с учениками и педагогами о том, зачем сохранять фольклор и за что его любит молодое поколение.

Творческие экспедиции

Марина Еремина, преподаватель музыкального фольклора в детской музыкальной школе имени В.И. Сафонова, считает, что люди нуждаются в своей истории. И творчество — один из самых доступных способов ее познать.

«Традиционная культура, передаваемая из уст в уста, от поколения к поколению, охватывает все аспекты жизни древних русичей: бытовой уклад, мировоззрение, отношение к семье. Исследуя, как жили наши предки, мы начинаем понимать их и самих себя. Фольклор открывает детям мир чувств, развивает мышление и воображение», — пояснила Марина Еремина.

Многообразие русского фольклора охватить сложно: культуры разных областей (а порой и соседних сел) отличались друг от друга диалектами, жанрами, ритмом песен, хореографическими приемами, костюмами. На одних и тех же инструментах играли в разной манере. Поэтому учащиеся направления «Музыкальный фольклор» образуют коллективы, специализирующиеся на традиции одного региона. Юные артисты выезжают вместе с преподавателями в экспедиции, где перенимают мастерство у местных жителей. Они с удовольствием делятся своей традиционной одеждой и музыкальными инструментами.

Ансамбль Марины Ереминой исполняет фольклор Липецкой области. Ученица преподавателя, 14-летняя вокалистка Анна Киршанкова, призналась, что творческие поездки для нее любимая часть учебной программы.

«Меня приводит в восторг, когда местные жители, бабушки и дедушки, услышав игру гармони, начинают петь старинные песни. Благодаря экспедициям у меня есть уникальная возможность познакомиться с красотой одежды и утвари тех времен. Мы узнаем о традициях от непосредственных носителей и сохраняем их», — рассказывает Анна Киршанкова.

Стать ребенку наставником и другом

Учащиеся всех трех направлений занимаются несколько раз в неделю. Например, уроки по вокалу начинаются с распевки, дыхательной гимнастики (ведь пение построено именно на технике дыхания), дикционных упражнений, затем переходят к повторению старых и разбору новых песен. Есть групповые и индивидуальные программы обучения. Но при любом формате педагог ищет подход к каждому ребенку, уточнила Марина Еремина.

«Искусство не точная наука, нельзя подогнать учеников под универсальную формулу. Воспитание творческой личности требует творческого подхода. Наша задача — стать ребенку и учителем, и наставником, и другом. Кроме того, потенциал и цели у детей разные. Для кого-то незначительный, казалось бы, успех может быть победой, за которой стоит огромный труд», — приводит она пример из своей практики.

Занятия по сольному пению проводят только индивидуально. На них предусмотрено и глубокое погружение в традиционную культуру, также здесь постигают азы вокала, расширяют диапазон голоса. Воспитанники исполняют как народные песни, так и современные композиции в народном стиле. При этом в будущем они могут стать и эстрадными артистами — если, конечно, захотят бросить фольклор.

По мере взросления дети начинают стесняться того, что исполняют народную музыку, сожалеет Наталья Лысенко, преподаватель сольного народного пения детской школы искусств имени Я.В. Флиера.

«Маленькие дети занимаются фольклором с удовольствием, но, когда подрастают, начинают испытывать стеснение, которое трудно преодолеть. Я объясняю им, что они не должны никому подражать, что им надо быть самими собой, а не как все. Если этот барьер с подростком пройдешь, он станет фанатом своего дела. Мне приятно, когда выпускники возвращаются в школу, рассказывают о себе, зовут на концерты», — поделилась педагог.

Ребята действительно относятся к выбранному ими виду искусства с трепетом. Ученица Натальи Лысенко, 11-летняя Светлана Соболева, объясняет, что народный вокал свободнее (в отличие от того же эстрадного, у которого четкий ГОСТ). Ей есть с чем сравнить: раньше девочка ходила на хор, где нужно было просто стоять и петь свою партию.

«Фольклор дарит всплеск энергии. У него нет границ, можно смело импровизировать. За каждой песней стоят старинные традиции, ее интересно исполнять. Правда, сольное пение сложнее, нужно уметь управлять своим голосом. В ансамбле можно за кого-то спрятаться, а если ошибешься один, публике будет слышно», — отметила Светлана Соболева.

С народными инструментами связан другой стереотип: о скудности репертуара. Кирилл Лаврушкин с ним не согласен. Он преподает в детской музыкальной школы имени В.Я. Шебалина игру на балалайке.

«Многие думают, что на балалайке играют лишь народные песни и частушки. Да, у нее всего три струны, но набор звуков очень богат. Балалайка звучит в театральных постановках и операх, современные композиторы включают ее в произведения, даже джазовые. Если привить ребенку любовь к инструменту и наладить контакт, он достигнет успехов», — поделился секретом Кирилл Лаврушкин.

Концерты и конкурсы

В этом году Василий Колосов, выпускник Кирилла Лаврушкина, поступил в Музыкальное училище имени Гнесиных. Преподаватель гордится тем, что смог раскрыть его талант. И сам студент благодарен своему наставнику.

«Кирилл Дмитриевич поддерживал, верил в меня. Вообще преподаватели не воспринимали нас как работу. Они болели за нас, хотели, чтобы мы чего-то добились. Перед концертом говорили: играй для себя, а не для того, чтобы впечатлить публику. Это помогало справиться с волнением. Такие чуткие педагоги и позволяют достигнуть вершин», — уверен Василий Колосов.

Он добавил, что школы и колледжи искусств регулярно организуют концерты. На них ученики могут продемонстрировать плоды своих трудов и получить обратную связь от зрителей. Если учитель видит в ребенке хотя бы маленький росточек потенциала, то старается выставить его на конкурс.

Например, в Год культурного наследия народов России (2022) состоялся концерт «Виват фольклор!» в рамках Недели московских школ искусств на ВДНХ. А на Большом фестивале школ искусств в том же году учащиеся народных направлений показывали свое мастерство в Зарядье.

Юные дарования Москвы постоянно становятся победителями таких конкурсов, как Международный фестиваль этнической музыки и ремесел «Мир Сибири», Всероссийский конкурс юных талантов «Синяя птица», Международный конкурс-фестиваль вокалистов «Оптинская весна», Всероссийский этнографический фестиваль музыки и танца «Тимоня». Артисты пробуют свои силы и в конкурсе на гранты Мэра Москвы в сфере культуры и искусства. В этом году Гран-при завоевала исполнительница на балалайке Анна Батова, ученица детской музыкальной школы имени В.Ф. Одоевского, а в прошлом — Русский народный оркестр колледжа Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке.

Как справиться с застенчивостью

Не каждый ребенок стремится покорить музыкальный олимп. Но педагоги отмечают, что даже те ребята, которые не собираются становиться профессиональными артистами, трудятся упорно. Ведь где, как не в школе искусств, будет возможность выйти на сцену. Фольклор стимулирует личностный рост ребят.

11-летний Петр, брат Василия Колосова, пошел по его стопам и сейчас учится игре на балалайке в школе имени В.Я. Шебалина. Он тоже достиг успехов: стал лауреатом второй и третьей степени Всероссийского фестиваля «Александр Цыганков и Андрей Горбачев приглашают». Музыка для него скорее хобби, чем призвание, но она помогла ему раскрыться.

Педагог Наталья Лысенко также подчеркивает, что народное творчество развивает в детях индивидуальность.

«Чтобы завоевать зрителей, нужно уметь себя преподнести, достучаться до каждого, кто сидит в зале. Это требует огромной работы над собой. И когда это получается, дети обретают уверенность, их самооценка повышается», — рассказала она.