16 Май 2023 Зелёная экономика
Первый, коммерческий, автономный электрический паром, начнет курсировать в Стокгольме уже в июне этого года. Столица Швеции первой в мире добьётся успеха, когда выпустит на линию автоматизированный пассажирский паром вместимостью 25 человек. Как утве...
Аморфный Постер
Время на прочтение: 3 минут(ы)
Первый, коммерческий, автономный электрический паром, начнет курсировать в Стокгольме уже в июне этого года. Столица Швеции первой в мире добьётся успеха, когда выпустит на линию автоматизированный пассажирский паром вместимостью 25 человек. Как утверждают местные власти, запуск экологически нейтрального вида транспорта — это путь к решению проблем, связанных с заторами, и одновременно с загрязнением окружающей среды. Первые, регулярные, а не экспериментальные, паромы должны начать движение летом этого года.
Автономные паромы потенциально могут стать безопасным, эффективным и устойчивым транспортным решением для водных городских коммуникаций, помогая снизить затраты и воздействие паромных перевозок на окружающую среду.
Первоначально проект стартовал в Норвежском университете науки и техники (NTNU) в Тронхейме. Это привело к основанию Zeabuz, норвежской технологической компании базирующейся в Осло. Паромы Zeabuz оснащены передовыми датчиками и навигационными системами, что позволяет им работать автономно и избегать столкновений. При необходимости паромы также могут дистанционно контролироваться береговым оператором.
По словам представителей Zeabuz, их система автономности основана на технологиях, связанных со следующими направлениями: наблюдение, понимание, планирование, действие.
Вместе эти четыре направления составляют автономную платформу Zabuza, которая позволяет безопасно управлять судами в круглосуточном режиме.
Наблюдение
За основу взяты пять типов датчиков:
Радар и лидар очень полезны именно на воде, так как сканируются обширные площади, а объекты находятся далеко друг от друга. Кроме того паромы оснащены как ИК-, так и обычными камерами, обеспечивающими обзор на 360 градусов. Камеры используются для изучения окружающей среды с помощью искусственного интеллекта. Их можно использовать и ночью, и в плохих погодных условиях. Ультразвуковые датчики расположены в передней и задней частях парома и задействуются только во время причаливания или если в поле зрения появляются новые объекты.
Понимание
Данные с датчиков постоянно анализируются для понимания окружающей обстановки.
Для парома крайне важно четко понимать окружающую обстановку, чтобы безопасно добраться до нужного пункта назначения. Результат достигается с помощью нескольких алгоритмов, которые используют данные датчиков и опыт предыдущих поездок. Чем больше «опыта» получают алгоритмы, тем лучше они становятся.
В Zabuza заявляют, что стремятся создать самого опытного «цифрового капитана в мире».
Планирование
Как только автономный электрический паром получает четкое представление о своем окружении, он сможет спланировать безопасный и эффективный маршрут до нужного места. Судно будет учитывать направление движения и скорость других судов и искать кратчайший возможный маршрут к цели, прокладывая курс, исключающий столкновения с другими объектами.
Действие
Как только маршрут будет сгенерирован, паром начнет движение. Несмотря на построение первоначального плана, судно, будет продолжать видеть и контролировать окружающую обстановку и постоянно пересматривать сгенерированный маршрут и скорость. Если появится какой-либо объект или судно, которые рискуют пересечь запланированный маршрут, паром сначала попытается скорректировать свою скорость. Если этого недостаточно, то он изменит первоначальный план движения таким образом, чтобы избежать столкновения с объектом.
Когда пункт назначения будет достигнут, паром автоматически причалит, двери откроются и позволят пассажирам выйти и зайти, а затем процесс повторяется.
Генеральный директор Zeabuz Эрик Дыркорен (Erik Dyrkoren):
Мы многому научились на нашем проекте в Тронхейме, и теперь готовы сделать следующий шаг в создании первого в мире коммерческого автономного городского парома. Технология в основном будет такой же, но в Стокгольме мы серьезно протестируем автономную систему в повседневной работе с пассажирами так, как этого никто раньше не делал.
Другие позитивные новости:
Воздушный змей поможет кораблям экономить топливо
Использованы материалы:
https://www.zeabuz.com/technology
https://futuretransport-news.com/first-self-driving-electric-ferry-to-launch-in-stockholm/
https://interestingengineering.com/transportation/stockholm-launches-worlds-first-autonomous-fully-electric-passenger-ferry
66