10 Апрель 2024 Электротранспорт
Несмотря на новости о том, что автопроизводители сокращают планы по выпуску электромобилей, и электрогрузовики — не исключение, в последние несколько месяцев появились на удивление позитивные новости о внедрении электромобилей. Что касается легковых...
Аморфный Постер
Время на прочтение: 4 минут(ы)
Несмотря на новости о том, что автопроизводители сокращают планы по выпуску электромобилей, и электрогрузовики — не исключение, в последние несколько месяцев появились на удивление позитивные новости о внедрении электромобилей.
Что касается легковых автомобилей, то, по оценкам BNEF, в последнем квартале прошлого года доля электромобилей в мировых продажах достигла 20%. Китай и Европа значительно опередили США, но этот квартал стал рекордным и на других рынках.
За рынком коммерческих электромобилей следят не так пристально, но в последние месяцы 2023 года также были зафиксированы рекордные продажи электрогрузовиков. Китай уже несколько лет работает в этом направлении, и, похоже, что эти усилия приносят свои плоды.
За декабрь прошлого года в Китае было продано более 5600 средных и тяжелых грузовиков с электроприводом или топливными элементами (на водороде). Это количество составило впечатляющие 10% от общего объема продаж подобного транспорта и увеличило общее количество коммерческих электромобилей в Китае до 330 000 (данные за 2023 год). В декабре 22 легкие коммерческие электромобили занимали около 16% китайского рынка.
Эти цифры могут показаться скромными, но предполагалось, что тяжелые грузовики будут одним из самых сложных сегментов для электрификации, и многие компании и эксперты ожидали, что спрос на углеводороды в стране будет расти еще долгие годы. Завоевание 10% рынка — это значимый шаг.
К сожалению, в настоящее время растет список областей, в которых, по мнению отраслевых аналитиков, электрификация будет продвигаться с трудом — от автобусов до паромов. Достижение такого уровня продаж на крупнейшем в мире автомобильном рынке, пусть даже всего в одном месяце, означает, что, вероятно, пришло время убрать из этого списка тяжелые грузовики.
В китайских данных о большегрузных электроавтомобилях есть еще две интересные истории. Первая заключается в том, что водородные топливные элементы наконец-то стали заметны на общем фоне: в декабре было продано более 1000 тяжелых грузовиков на топливных элементах. Это самый высокий показатель на сегодняшний день и более чем в два раза больше, чем в ноябре того же года. Китай предоставляет производителям грузовиков очень серьезные стимулы для внедрения автомобилей на водороде, и рынок начинает реагировать на это.
Перед водородным грузовым транспортом по-прежнему стоит множество задач, и их продажи, скорее всего, не будут идти такими же темпами, как сейчас — в период действия субсидий. Но приятно видеть, что технология, которая была такой многообещающей на протяжении многих лет, наконец-то набирает обороты. Потребители проявляют очень мало интереса к водородному топливу в пассажирских автомобилях, но эта технология все еще может сыграть свою роль в части небольших транспортных системах. Хотя, в долгосрочной перспективе, вероятно, выиграют чисто электрические модели, поскольку литий-ионные аккумуляторы продолжают дешеветь и совершенствоваться, а скорость зарядки быстро растет.
Вторая история заключается в технологии сменных аккумуляторов, которая также способствует росту продаж грузовых автомобилей в Китае. Аналитик BNEF Сийи Ми (Siyi Mi) недавно собрал данные обо всех автомобилях с возможностью быстрой замены аккумуляторов, проданных в стране, и обнаружил, что, хотя она и остается нишевой технологией для легковых автомобилей, почти половина всех тяжелых электромобилей, проданных в прошлом году в Китае, имели возможность быстрой смены аккумулятора. В 2021 году этот показатель не превышал 34%.
Электрогрузовики эксплуатируются на промышленных объектах, портовых складах, в шахтах и сталелитейных заводах. Более легкий коммерческий транспорт со сменными аккумуляторами обычно используются в городских перевозках, и BNEF ожидает дальнейшего роста в этой сфере, поскольку улучшение экономической ситуации и ужесточение требований к выбросам вредных веществ как в во всем мири, так и в Китае привлекает больше внимания к электрическим моделям. Последним и наиболее сложным сегментом для решения остаются дальнемагистральные грузоперевозки.
…или традиционная ложка дегтя. Пока что технология сменных батарей остается почти исключительно китайской инициативой, которой помогают местные производители. CATL, крупнейший поставщик аккумуляторов в мире, в последние годы очень интересуется этим способом масштабирования применения электротранспорта.
Но нужно признать, что активность в других странах ограничена. В прошлом году в Европе компания Iveco выпустила электрический фургон для доставки грузов с тремя типоразмерами сменных аккумуляторов, а в Японии испытания грузовика с возможностью замены аккумуляторов проводятся Mitsubishi Fuso.
Все это указывает на то, что, возможно, грядут серьезные перемены. Последние несколько лет Китай экспериментировал с оптимальным способом обезуглероживания тяжелых грузовиков. По мере того, как будут проходить новые этапы тестирования, Поднебесная начнет активнее продвигаться к более высокому уровню внедрения. Это похоже на то, что произошло с электрическими легковыми автомобилями — Китай экспериментировал с различными подходами в течение 2010-х годов, а затем в 2020-х добился ощутимого успеха. BNEF ожидает, что в этом году продажи электромобилей в Китае составят почти 40% от общемирового объема продаж.
Другие хорошие новости про электротранспорт
В Ижевске начата сборка электрокара для ЖКХ
Использованы материалы:
https://about.bnef.com/blog/chinas-clean-truck-surprise-defies-the-ev-slowdown-narrative/